- Главная
- История нашего храма
История нашего храма
Основание московской церкви Спаса Преображения на Болвановке связано с замечательным событием из истории нашего отечества. Напоминанием о нем является само указание на место расположения храма. Еще в XV веке тут существовал политический центр, где русские князья присягали Ордынским правителям, подписывали с ними договоры и приносили собранную дань. На подстеленных соболях им вручали грамоты хана с изъявлениями его воли. Здесь, на главном пути в Орду, в районе современного 2-го Новокузнецкого переулка, будто бы стоял «болван», давший название местности «Болвановка» – языческий идол, которому поклонялись татары, или войлочное изображение хана.
Именно на Болвановке великий князь Иван III, когда ему вручили ханскую басму (грамоту) о дани, разбил ее в гневе и втоптал в землю: «прием же басму лица его (хана) и, поплевав на ню, низлома (разломал, разорвал) ея, и на землю поверже, и топта ногами своима, и гордых послов всех изымати (схватить, арестовать, а затем и казнить) повеле, а единого отпусти живе» («Казанская история»).
Иногда считают, что этим «болваном» и была сама басма, представлявшая собой дощечку с изображением хана – так метко народ именовал ордынские басмы, или ханские изображения.
«На этом месте свергнуто постыдное татарское иго: Россия перестала платить дань монголам… В ознаменование великого события Иоанн III приказал поставить на этом месте храм во имя Преображения Господня». Отсюда должно было начаться и началось преображение столько лет угнетаемой и разоряемой державы, пишет И.Н. Жиянова в книге «Храм Спаса Преображения на Болвановке».
Древние документы свидетельствуют также, что на Болвановке совсем рядом с Преображенским храмом была церковь во имя святого Георгия Победоносца (или в нем самом был придел во имя этого великомученика).
Спасо-Преображенская церковь все это время оставалась деревянной. Деревянной же ее отстроила вновь в XVII веке сама инокиня Марфа, мать первого Романова, царя Михаила Федоровича – тогда она владела там землями. Позже это владение перешло к царице Евдокии, супруге царя Михаила Федоровича, и по дню ее ангела в Спасо-Преображенской церкви освятили придел во имя св. мученицы Евдокии.
История царицы Евдокии (Стрешневой) заслуживает отдельного слова — она по праву достойна называться русской Золушкой. Евдокия Лукьяновна была выбрана овдовевшим царем Михаилом Фёдоровичем на смотре невест, устроенном в 1626 году. Она не входила в число отобранных красавиц, а прибыла с одной из них, дочерью окольничего в качестве наперсницы («подруги для собеседования»). Михаилу не понравилась ни одна из девиц, и мать предложила устроить тайные смотрины глубокой ночью. Царь выбрал, только она оказалась… прислужница! Инокиня Марфа схватилась за голову, но царь впервые пошел против воли матери. Все вздохнули с облегчением, когда выяснилось, что царская избранница – тоже дворянка, хотя из незнатной и небогатой семьи.
«Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девушке покинуть дом притеснявших её родственников потому как Евдокия Лукьяновна Стрешнева живет под игом жестокого своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная; что никто не токмо не слыхал от нее жалоб, даже недовольного взгляда от нее не видал.
Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовью объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.»» (Архимандрит Леонид. «Старинное историческое предание о Лукьяне Степановиче Стрешневе»»)
Невесте без приданого и досталась земля рядом с Болвановкой, которая стала называться «Красная царицына и великой княгини слобода»
В первой половине XVIII века тщанием московских купцов было выстроено новое, каменное здание храма, дожившее до наших дней. В новой, каменной церкви было дозволено устроить второй придел – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В 1839 году трапезную церковь и колокольню решают перестроить северный (левый) придел трапезной части церкви теперь был освящен во имя мученицы Татианы по именинам жены храмоздателя А.Озерковского. Оба престола – правый, во имя преподобномученицы Евдокии, и левый, во имя мученицы Татианы, – были освящены самим святителем Филаретом, митрополитом Московским.
Страницы истории Спасо-Преображенского храма на Болвановке близкие к революции связаны с именем замечательного, высокообразованного батюшки (знавшего восемь языков — древних и новых) – протоиерея Владимира Воронцова. Отец Владимир в течение сорока лет прослужил в этом храме и умер в Царских Вратах в 1929 году, в день 40-летия своего пастырского служения.
Церковным старостой Московской Преображенской, что на Болвановке церкви был Георгий Антипович Ленов, владелец и внук основателя кондитерской фабрики «Кондитерская Леновых», ныне известной как “Рот-Фронт»
Но в годы крушения российской государственности новые хозяева русской земли старались уничтожить все бывшее до них. Храм перестал быть местом молитвы, а потом был искалечен. В 1929 году его закрыли и разместили клуб фабрики Рот-Фронт. Власть создавала свои очаги культуры, в основе своей атеистические. Так происходило по всей стране.
Во второй половине 50-х годов, во времена так называемой «хрущевской оттепели», начались новые гонения на Русскую Православную Церковь. За время хрущевского правления в стране было закрыто около 14 тысяч церквей. Не обошли вниманием и церковь Спаса Преображения на Болвановке. В 1956 году администрация фабрики Рот-Фронт, с ведома городских властей, разрушила большую часть храма. Уцелел лишь четверик с алтарем.
5 января 1992 года, в день памяти прп. Серафима Саровского, по благословению Патриарха храму был выдан Антиминс. Теперь можно было совершать литургию. В Крещенский сочельник — 18 января 1992 года — отслужили первую Литургию. Совершилась Евхаристия и все изменилось, ожило. Было чувство, что служба здесь никогда не прерывалась.
Сейчас, после долгой борьбы за право воссоздать храм полностью, храм — эта память и символ Преображения и Возрождения Руси — с Божией помощью восстанавливается.
Также вам может быть интересно:
- Книга о нашем храме. PDF
- Передача о храме на телеканале СОЮЗ. Видео
- Фотографии из семейного альбома Левитских
- Возрождение храма. Фото